Обзор Lisa: Definitive Edition — Мужчины без женщин
Постапокалипсис — одно из краеугольных понятий современных медиа, будь то книги, фильмы или видеоигры. От «Одни из нас» до «Биошока» , от «Безумного Макса» до «Сквозь снег» — наш коллективный аппетит к мирам, которые превратились в руины, красноречиво говорит об истощении, которое многие испытывают при нынешнем положении дел в мире. Когда общественный коллапс становится заманчивым побегом, есть что-то действительно, глубоко неправильное.
Lisa прямо попадает в категорию постапокалипсиса, но он предшествует большей части современной мании этого жанра, первоначально выпущенный в 2014 году .вместо этого представляет себе странный инцидент под названием «Флэш», в котором таинственным образом исчезает каждая женщина на земле. Из этого простого тщеславия ему удается сплести богатое повествовательное полотно, в котором исследуются некоторые из самых темных аспектов человеческой натуры; гобелен, в котором основными цветами являются черный и красный. Это был шокирующий культовый хит после его первоначального выпуска, но девять лет спустя, на рынке, более насыщенном подобным контентом, чем когда-либо прежде, его новое окончательное издание по-прежнему обладает той же силой? Отправимся в путь и узнаем.
Настройка сцены
Лиза начинает с побоев. Ваш главный герой, Брэд, получает непрерывные удары по лицу от группы местных детей, превращая его в кровавое месиво на асфальте детской площадки. После этого он ускользает домой, где подвергается такому же обращению со стороны своего жестокого отца-алкоголика. Два эпизода представляют собой смелое начало истории Лизы и дают понять, что это не та игра, которая будет терпеть какие-либо удары, ни в буквальном, ни в переносном смысле. Сложная тема будет затронута во всеоружии, и вы почувствуете полное влияние этого, несмотря на причудливый, красочный художественный стиль, который скорее напоминает Earthbound , чем The Walking Dead .
Сразу за этими двумя сценами следует прыжок вперед во времени, в мир после Флэша, где происходит основная часть Лизы . Однако они невероятно важны: не только как характерные моменты для Брэда, но и как введение в центральную тему игры: мужественность. Действие происходит в мире без женщин, и весь актерский состав, за исключением центрального ребенка, к которому мы вскоре доберемся, состоит из мужчин, а Флэш как концепция позволяет Dingaling Productions детально исследовать последствия такого мира во время выполнения игры. Это похоже на идеи, которые исследовали такие, как « Повелитель мух » и «Унесенные» , но в то время как эти работы рассматривали присущую человеку дикость глазами отчаявшихся детей, Лизавместо этого он глубоко погружается в гендерную политику и предлагает циничный, но нюансированный комментарий о современном мужчине в процессе.
Когда начинается собственно игра, мы видим, как пожилой Брэд, теперь уже бородатый и изможденный, натыкается на брошенного ребенка в песчаных пустошах мира после Флэша. Возможно, руководствуясь желанием искупить грехи своего отца, он берет ребенка и приносит его в лагерь, где он и несколько его собратьев жили. Они обнаруживают, что это девочка, и внезапно мир смещается вокруг своей оси. Последствия того, что она единственная известная женщина в мире, полном мужчин, столь же велики, сколь и ужасны, и Лиза , не теряя времени, обращается к ним, а один из соседей по лагерю предлагает передать ее влиятельному лидеру банды в обмен на жизнь в роскоши. Однако это предположение быстро отвергается, и ребенок растет в относительном мире, его пол скрыт от мира масками и изоляцией.
В пустоши
Спокойная, приятная жизнь, конечно, не является основой для ролевой истории, поэтому вскоре дела пойдут наперекосяк, правда о ребенке будет раскрыта, а друзья Брэда будут убиты во время ее похищения неизвестным злодеем. Так начинается спасательная миссия а-ля Fallout 4 с участием Уильяма С. Берроуза, когда Брэд отправляется в пропитанный тестостероном, охваченный пороками ад в поисках последней известной женщины на земле.
В действии Лиза играет как чисто 2D-ролевая игра про Марио, с щедрой порцией Earthbound , добавленной для хорошей меры. Вы исследуете серию 2D-сред, разработанных как платформеры, общаетесь со все более сюрреалистичными персонажами и сражаетесь с врагами в пошаговых боях. Все три столпа геймплея Lisa хорошо представлены, но первые два действительно имеют приоритет, прочно утверждая Lisa как игру, в которой повествование ставится на первое место, а механический игровой процесс — на второе.
Большая часть этого повествования представлена традиционными способами, через диалоги персонажей и взаимодействие с объектами окружающей среды, но есть и несколько превосходных механических выражений. Выбор отдыха у костра, чтобы пополнить здоровье вашей группы, то, что вы делаете, не задумываясь в бесчисленных ролевых играх, несет здесь дополнительный риск, так как ваша группа может быть атакована или даже похищена, будучи уязвимой ночью. Это заставляет вас задуматься, действительно ли вам нужно отдыхать каждый раз, когда вы это делаете, и укрепляет идею о том, что мир Лизы опасен : то, что многие постапокалиптические игры пытаются примирить с силой фантазии, которую они также обеспечивают.
Вы также увидите это в дизайне мира, который кажется намеренно запутанным. Целые области можно найти за крошечными отверстиями в каменных стенах, а 2D-природа делает создание мысленной карты намного сложнее, чем в нисходящих или 3D-эквивалентах. На практике это разочаровывает, но также убеждает в том, что мир Лизы не создан для вас и не заинтересован в том, чтобы помочь вам пройти через него. Когда у вас мало здоровья и вы не можете вспомнить, какой вход в пещеру ведет к вашей последней точке сохранения, вы почувствуете отчаяние, которое испытали бы настоящие выжившие в таком мире. И это волнует.
Первый бесплатный
Эти дизайнерские решения, хотя и противоречат интуиции по обычным стандартам, помогают создать атмосферу беспокойства, которая кажется полностью подходящей для зрелой темы Лизы . Путешествуя по пустошам, вы увидите человеческую порочность всех видов. Типичные постапокалиптические жестокие банды, конечно, присутствуют, но они лишь один ингредиент в наваристом бульоне, куда входят и сексуальные извращенцы, наркоманы, алкоголики и более тихая трагедия одиноких мужчин, выражающих свою тоску по потерянным женам в виде жестоких насмешек над их счетом. В отсутствие традиционных социальных структур члены вашей группы принимают идеализированные мужские «роли мечты», включая охотника и лучадора. Это очень печальный мир, который кажется полностью реализованным, несмотря на относительно короткое время жизни Лизы .
Примечание о наркоманах выше особенно важно, так как ваш главный герой, Брэд, сам является наркоманом. Хотя это прямо не указано, с самого начала игры вы заметите, что он начинает регулярно испытывать симптомы «ломки», которые резко снижают его эффективность в бою, пока вы не отдохнете, не переждете их или не примете еще одну дозу Радости, фирменного наркотика Лизы . Наркомания не является темой, для решения которой многие игры приложили серьезные усилия, и интерпретация Лизы также не особенно сложна, но ей удается поставить вас в положение наркомана, создавая трудноуправляемые ситуации отмены.
Отступление может произойти в любое время, в том числе прямо перед битвой, что может оставить Брэда, как правило, вашего основного наносящего урон, из строя. Если другие члены вашей группы хорошо развиты, вы можете позволить ему быть настороже и потеть, но у вас не всегда есть такая роскошь. Иногда единственный способ выйти из ситуации живым — это принять удар Радости для мгновенного облегчения синдрома отмены и значительного повышения характеристик в придачу. Это только усугубляет саморазрушительную петлю, в которую вас помещает игра, и это относится не только к Брэду. Другие члены группы придут со своими пороками, например лучник-любитель спиртных напитков Олан, которого вам нужно освоить, чтобы наилучшим образом использовать их в бою.
Комбинированный выключатель
В этом обзоре мы не особо касались сражений Лизы , и это потому, что нам не о чем рассказывать. Это довольно стандартная пошаговая ролевая игра с навыками для изучения, предметами для управления и противниками. Одна заметная особенность, которую добавляет игра, — это система ввода комбо в стиле файтингов для навыков персонажа, напоминающая Сабина из Final Fantasy 6 . Брэд и другие персонажи, которых вы встретите в своем квесте, должны вводить определенные комбинации кнопок, чтобы использовать свои навыки в полной мере, что требует от игрока некоторого заучивания наизусть.
Вы всегда можете проверить эти комбо в бою, так что вы можете освежиться прямо перед ударом, но это становится экспоненциально сложнее, когда вы добавляете в свою группу больше атакующих, основанных на комбо. Это приятная механическая новинка, которая придает бою Лизы немного индивидуальности, а также хорошо вписывается в темы мужской одержимости насилием, которые пронизывают остальную часть опыта.
Хотя это ни в коем случае не является новой особенностью, высокая сложность боя Лизы также кажется очень подходящей. Рискованные точки сохранения и боевые штрафы, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, не имели бы большого значения, если бы сражения, в которых вам приходилось участвовать, не были на самом деле сложными, поэтому мы рады сообщить, что они есть. Уже на раннем этапе мы столкнулись с тем, что шлифуем уровни против Shadowy Figures в пещере, накапливая деньги на лучшее снаряжение и улучшая недавно завербованных членов группы до пригодных для использования состояний. Это было необходимо, чтобы одержать победу над первым главным боссом игры, мясистой мерзостью, известной как Чарми, и, хотя мы оценили бой с зубами, он несколько противоречил повествованию, которое можно увидеть в других частях игры.
Достойная работа
Это повествование и мир, который Лиза строит вокруг него, являются настоящими звездами шоу здесь, что разочаровывает, когда дальнейший прогресс закрывается чудовищным скачком сложности, который возникает, казалось бы, из ниоткуда. Мы понимаем необходимость ставок и напряженности в такой игре, но когда вы отдыхаете от вербовки лучадоров в местном баре, когда вас обманывает старик в ветхой хижине или случайно поджигаете приют, полный детей, трудно почувствовать, что неинтересный пошаговый бой того стоит.
Это сложный баланс, и разработчики проделали замечательную работу, но для нас весы слишком сильно взвешены на стороне сложности. К счастью, для всех игроков, которые так считают, в новом выпуске Definitive Edition представлен безболезненный режим: новая опция, которую вы можете включить в любое время с помощью ключевого предмета, и которая значительно снижает общую сложность игры, позволяя вам путешествовать и погрузиться в историю. Если вы сделаете это, игра определенно потеряет некоторые из своих преимуществ, так что это компромисс, но это отличное дополнение с точки зрения доступности и общего удовольствия. И если вы настоящий обжора для наказания, новый Болезненный режим позволяет вам поднять жару и сделать точки сохранения одноразовыми: не особенно зеленая инициатива, но такая, которая заставляет каждое ваше решение учитываться так, как они не были раньше.
Благодаря этим новым возможностям, а также улучшенным визуальным эффектам и общему совершенству, Lisa сегодня сияет так же ярко, как и в момент своего дебюта в 2014 году. Даже в игровом ландшафте, полном постапокалиптических фантазий, ее мрачное изображение мира без женщин кажется смелым и актуальным, обеспечивая звездное повествование, подкрепленное оригинальными дизайнерскими решениями. Это не та игра, в которую вам всегда будет нравиться играть, а временами вы будете активно ее ненавидеть, но эти сильные эмоции — ваша главная награда за упорство. Lisa — это игра, которая бросает вас в грязь жизни и не дает вам встать на ноги. Если вы сможете справиться с этим, то это действительно одна из самых шокирующих и ярких одиссеев, которые может предложить игровой мир.