Сравнение процессоров Intel 12-го и 13-го поколений и игровые тесты
Мы завершили наше расширенное тестирование игровой производительности для процессоров Intel Raptor Lake 13-го поколения и теперь можем поделиться более подробной информацией о тонкостях архитектуры. Цель этой части — предоставить сравнение процессоров Intel 12-го поколения и 13-го поколения, а также некоторые новые тесты. Это должно помочь вам принять решение о покупке, будь то покупка или откладывание нового процессора Intel.
Мы рекомендуем прочитать наши первоначальные обзоры Intel i5-13600K и i5-13900K перед этой статьей. Обзоры содержат основы для каждого ЦП, спецификации, примечания к тестовой системе, температурные испытания и показатели энергопотребления в дополнение к обсуждению платформы и рекомендациям. Эта часть служит дополнением к исходным обзорам и включает в себя наши мысли, которым дано больше времени для настройки параметров, повышения стабильности и обновления тестового стенда с Nvidia RTX 3070 Ti до видеокарты RTX 4080 .
Вы можете найти сравнение эталонных тестов далее в этой части, но мы сначала рассмотрим разгон частоты и, как следствие, повышенное энергопотребление и температуру процессора. Разгон остается популярной темой для разговоров, учитывая возможность более высокой частоты кадров, и некоторые процессоры Intel Raptor Lake 13-го поколения имеют для этого серьезный потенциал.
Обзор Intel Raptor Lake 13-го поколения
Raptor Lake — это архитектура, аналогичная Alder Lake, но улучшенная по нескольким параметрам . Здесь больше маленьких ядер, намного больше кэш-памяти L2, выше IPC и выше тактовая частота ядра. На бумаге он должен иметь то, что необходимо для обеспечения более высокой частоты кадров в большинстве игр по сравнению с процессорами Intel предыдущего поколения.
В нашем первоначальном тестировании мы обнаружили, что стандартные процессоры Raptor часто потребляют такое же энергопотребление, как и разогнанные процессоры Alder Lake. Это приводит к среднему диапазону энергопотребления от 90 до 145 Вт в зависимости от частоты кадров, на которую вы ориентируетесь. Напоминаем, что вы можете увидеть подробные тесты энергопотребления в наших оригинальных обзорах.
В некоторых случаях Raptor Lake фактически потребляет меньше энергии, чем Alder Lake, но превосходит его по производительности. Это делает его более энергоэффективной архитектурой в играх высокого класса, и Intel утверждает, что эффективность еще больше повысится, если вы ограничите энергопотребление ниже стандартных уровней «полной производительности» K Series P2. Для пояснения, это относится к максимальной мощности P2 Turbo: 253 Вт для 13900K и 181 Вт для 13600K.
Энергопотребление быстро становится намного выше, когда вы начинаете разгонять процессоры Raptor Lake. Однако некоторые игры напрямую выигрывают от более высоких тактовых частот, поэтому вы можете сделать это, чтобы максимизировать частоту кадров.
Обновления тестового стенда и разгон процессора Intel Raptor Lake 13-го поколения
Помимо обновления нашего тестового стенда для ЦП с помощью RTX 4080, мы также несколько раз обновляли BIOS материнской платы Z690 и наблюдали лучшую игровую производительность с каждой версией. Для этих тестов мы использовали версию BIOS 2204 для ASUS ROG Strix Z690-E Gaming .
В этих тестах используется функция ASUS ROG AI OC одним щелчком мыши для всех протестированных процессоров, тогда как в исходных обзорах основное внимание уделялось стандартным настройкам Intel. Мы используем OC в один клик, потому что он быстро включается, в целом стабилен и безопасен в использовании, а также доступен на растущем количестве игровых материнских плат. Если у вас нет доступа к профилям или алгоритмам автоматического разгона ЦП в BIOS материнской платы, вы можете выбрать ручной разгон ЦП .
Мы использовали 360-мм жидкостный кулер Corsair H150i Elite AIO с термопастой Thermal Grizzly Kryonaut в качестве охлаждающего решения для разгона 13600K и 13900K. Потенциал разгона — это то, где Raptor Lake сильно отличается от предыдущего поколения. Однако цель этой части — просто показать игровую производительность, а не глубокое погружение в разгон Raptor Lake, поэтому мы будем краткими.
13600K разогнался до 6,0 ГГц на трех ядрах P-Core в режиме ожидания и оставался стабильным на частоте 5,7 ГГц во время игр. Это скачок на 600+ МГц по сравнению со штатной максимальной частотой, да еще и под нагрузкой. Частоты класса i9 достижимы при правильном разгоне
Обратной стороной этого является энергопотребление и, как следствие, температура, которая в некоторых играх достигает 210 Вт при среднем энергопотреблении 160-180 Вт. Нам удавалось поддерживать температуру в диапазоне высоких 70°C с агрессивной кривой вентилятора и более высокими скоростями насоса, но время от времени случались всплески до низких 80°C. Наше предложение состояло бы в том, чтобы набрать производительность обратно. ASUS, кажется, тоже согласен, потому что мы заметили, что последняя версия AI-OC BIOS материнской платы по умолчанию снижает тактовую частоту P-Core на 100-150 МГц. В результате система работала заметно холоднее.
Разгонный потенциал у 13900K совершенно другой. Основное отличие, которого нам удалось добиться, — почти заблокированная частота 5,8 ГГц в режиме ожидания на трех ядрах P-Core. Поведение частоты было гораздо более спорадическим при стандартных настройках Intel, часто опускаясь до 5,5 ГГц. Под игровыми нагрузками разогнанные ядра P-Core сразу упали до диапазона 5,5-5,6 ГГц, как и на заводе.
На 13900K можно получить более агрессивный разгон, если ваша цель — как можно больше кадров в секунду, и у вас достаточно хорошая система, чтобы справиться с этим. Мы работали с частотами 6,0–6,2 ГГц в режиме ожидания на трех ядрах P-Core и 5,7 ГГц под нагрузкой. Он был стабилен в играх, хотя в конечном итоге мы столкнулись со случайными сбоями системы в неигровых приложениях, и нам пришлось набирать его обратно. Высокие температуры были еще одной проблемой при этом разгоне, достигая 95°C на некоторых ядрах P-Core.
Температура корпуса 13900K составляла в среднем 67-77°C и никогда не превышала 81°C при уменьшенном разгоне. В Cyberpunk 2077 энергопотребление в среднем составляло около 150 Вт . Мы считаем, что эта игра потребляет больше энергии, чем большинство игр, поэтому мы приводим ее в качестве крайнего примера того, чего ожидать. Таким образом, этот разгон гораздо более осуществим, потому что он стабилен, не потребляет значительно больше энергии и не перегревается. Поэтому мы собрали данные тестов, используя этот уменьшенный разгон.
Короче говоря, 13600K значительно разгоняется, но 13900K чувствует себя уже разогнанным из коробки. Возможно, на два ядра P-Core меньше, что позволяет 13600K работать немного выше, сохраняя при этом управляемую температуру. Наш примененный разгон на 13900K действительно немного помогает заявлению Intel «ЦП 5,8 ГГц», но 5,5-5,6 ГГц более точны для игр.
Сравнение игровой производительности Intel Alder Lake 12-го поколения и Raptor Lake 13-го поколения
Мы провели те же тесты, что и в оригинальных обзорах, на обновленной тестовой системе. Вы можете найти точную информацию на первой странице обзора процессора Intel 13-го поколения. Напоминаем, что мы разогнали каждый процессор с помощью ASUS AI OC в один клик. Это увеличило частоту i5-12600K до 5,1 ГГц на трех P-ядрах, i9-12900K — до 5,3 ГГц на трех P-ядрах, 13600K — до 6,0 ГГц на трех P-ядрах и 13900K — до 5,8 ГГц на трех ядрах P. три P-ядра. Мы также протестировали все игры на двух видеокартах в рамках обновления нашей тестовой системы и также можем поделиться этими данными.
Примечание рецензента: тесты с RTX 4080 не совпадают с 3070 Ti, которые мы использовали в первоначальных обзорах. С переходом на RTX 4080 мы обновили настройки игры, включив в них некоторую трассировку лучей, и перешли от DLSS Performance/Ultra Performance к использованию только Balanced. Цель состоит в том, чтобы показать производительность при обычных пользовательских настройках, а не просто довести процессоры до предела ради выявления различий.
Игровые тесты
Наше тестирование сразу показало, что Alder Lake и Raptor Lake работают одинаково во многих играх, независимо от пары графических процессоров. Шаблоны в целом были одинаковыми как для RTX 3070 Ti, так и для RTX 4080. Мы также смогли отсеять некоторые заикания на Raptor Lake с помощью обновлений BIOS, показав, что там нет проблем с реальными процессорами. Тем не менее, мы обнаружили несколько отличительных различий между Intel 12-го поколения и 13-го поколения в наших тестах игровых процессоров.
Помимо наших тестов, мы также обнаружили, что Raptor Lake предлагает гораздо лучший опыт в Destiny 2 , которая остается популярной игрой. Raptor Lake удалось уменьшить задержку системы для более быстрого отклика. Кроме того, я заметил стабильное увеличение частоты кадров со 125 до 144 кадров в секунду в 4K просто при переключении с 12900K на любой из разогнанных процессоров Raptor Lake. Еще один случай, когда мы смогли добиться более высокой производительности исключительно с процессором Raptor Lake 13-го поколения, был в Halo 3 , где мы преодолели отметку в 1000 кадров в секунду при разрешении 1080p. Старые игровые движки, как правило, выигрывают от более высоких частот, что и предлагает Raptor Lake.
Вывод заключается в том, что 12600K по-прежнему является превосходным игровым процессором, а также самым дешевым вариантом, который мы тестировали. Он фактически превзошел Raptor Lake во многих случаях. Тем не менее, Raptor Lake добилась значительных успехов в Fortnite и Call of Duty: Warzone .
13600K также является отличным соотношением цены и качества, в некоторых случаях конкурируя с 13900K, где 12600K не оправдал ожиданий. Наше тестирование показало, что новый i5 эффективно заменил старый i9-12900K с лучшей производительностью в большинстве игр. Это не односторонняя развертка, но есть более чем несколько нарушений со стороны процессора, который примерно на 53% дешевле, согласно MSRP. Более того, большинство пользователей вряд ли заметят небольшие различия между любым из этих процессоров. Это особенно верно для тех, кто играет в разрешении 1440p+, где добиться высокой частоты кадров труднее из-за узких мест графического процессора, или пользователи ограничивают частоту кадров с помощью VSync и впоследствии ограничивают процессор.
Это оставляет 13900K в типичной категории i9. Он способен обеспечить самую высокую частоту кадров в некоторых особенно популярных играх, у него самое мощное аппаратное обеспечение (ядра, кэш-память L2 и т. д.), и он, вероятно, будет показывать лучшие результаты с течением времени, когда будут выходить более требовательные игры. Тем не менее, имея 32 ядра, он не совсем предназначен для игр в качестве основного варианта использования. Эти 16 E-Core сегодня бесполезны ни для каких игр, и они намного дороже, чем любой из вариантов i5. 13900K предназначен для тех, кто является создателем или имеет много лишних денег и просто хочет флагманский процессор Intel для новой сборки.
Настройки игры и условия внутриигрового тестирования
Мы включили все настройки, которые мы тестировали, для дополнительного контекста и для тех, кто хочет воспроизвести наши результаты. Все игры были настроены на разрешение 1920x1080p с неограниченной частотой кадров. Основные настройки перечислены ниже:
Tiny Tina’s Wonderlands (версия для Epic Games Store)
Инструмент для тестирования в игре, в среднем пять запусков. DX12 API. Не используется апскейлер разрешения.
Высокие настройки: высокие настройки.
Apex Legends (версия для Steam)
Около 40 минут игровых данных, собранных за два полных матча. Сезон «Затмение» на карте Broken Moon.
Высокие настройки: все настройки на максимальном значении.
Fortnite
Около 40 минут игровых данных, снятых за два полных матча. Карта 4 сезона главы 3. Сбалансированный DLSS, API DX11. Нет текстур потокового интернета.
Высокие настройки: высокие настройки, максимальное расстояние рендеринга, трассировка лучей отключена.
Cyberpunk 2077 (версия GOG) Внутриигровой
бенчмарк, в среднем пять прогонов.
Высокие настройки: Высокие настройки, DLSS Balanced, контактные тени, геометрия освещения лица, освещение с трассировкой лучей среднего качества для локальных теней и теней от солнца.
Forza Horizon 5 (версия Game Pass для ПК)
Использовался внутриигровой бенчмарк и усреднялось пять последовательных прогонов. Были применены низкие/нормальные настройки, выполненные на DX12 API.
Высокие настройки: высокие настройки, трассировка лучей отключена.
Dying Light 2 (версия для Steam)
Было снято около 20 минут геймплея от первой миссии до выезда из заброшенного комплекса, где вы разговариваете со Спайком. API DX12, для DLSS установлено значение «Сбалансированный».
Высокие настройки: высокие настройки, трассировка лучей отключена.
Call of Duty: Warzone
Примерно час игрового процесса, снятого на карте Caldera Pacific. DLSS Balanced включен, DX12 API. Нет текстур потокового интернета.
Высокие настройки: все настройки на самых высоких параметрах, кроме тех, где доступны дополнительные или ультра настройки, трассировка лучей включена.
Plague Tale: Requiem (версия для Steam)
Глава 1, часть I, открывающая внутриигровой ролик до игрового процесса, и глава 1, часть IV, открывающая кат-сцену до игрового процесса (после того, как вы спрячетесь в траве). Для DLSS установлено значение «Сбалансированный», генерация кадров включена (DLSS 3).
Высокие настройки: высокие настройки, максимальное расстояние прорисовки.
Far Cry 6 (клиент Ubisoft)
Внутриигровой бенчмарк в среднем пять. Внутриигровой апскейлер не используется.
Высокие настройки: высокие настройки. Луч проследил тени и отражения.
Заключение по сравнению производительности ЦП Intel поколений
Это был наш первый взгляд на игровую производительность ЦП Intel разных поколений, поэтому размер выборки со временем будет увеличиваться. На данный момент мы видим, что разница в производительности между линейкой процессоров Intel 12-го и 13-го поколения во многих играх является номинальной. Мы ожидали, что производительность изменится за счет перехода на гораздо более мощный графический процессор, но этого не произошло.
Вообще говоря, между нашими сравнениями нет плохих вариантов. Все процессоры легко поддерживают скорость 144 кадра в секунду, что быстро становится новым стандартом частоты кадров для компьютерных игр. С правильными настройками аппаратного обеспечения и графики вы можете добиться более высокой частоты кадров с 12600K, не сталкиваясь с узкими местами процессора.
Если вы не зацикливаетесь на максимально возможной частоте кадров, i5-12600K 12-го поколения — это очевидный выбор по соотношению цена/качество и высокая производительность в большинстве игр. Если вам нравится играть в соревновательные игры, особенно в соревновательные игры, которые выигрывают от более высоких частот, а не от большего количества ядер, в некоторых случаях Raptor Lake 13-го поколения побеждает Alder Lake 12-го поколения.
Если вам нравится играть в Call of Duty, Fortnite, Destiny 2, более старые соревновательные игры и игры на основе Unreal Engine, у Raptor Lake есть явное преимущество. Примененные разгоны также помогли больше всего в этих играх. Если задуматься, многие игры нового поколения разрабатываются на Unreal Engine 5, так что есть над чем подумать.
Хотя улучшения производительности поколения могли быть лучше для Raptor Lake, они останутся мощными и эффективными игровыми процессорами в течение многих лет. Тем не менее, AMD скоро выпустит свои модели Zen 4 Ryzen 7000 Series X3D . Прежде чем принимать решение о покупке, мы рекомендуем подождать, чтобы сравнить их с текущей линейкой Intel по производительности, цене и энергоэффективности.